Поклон одуванчику

Свой первый гербарий будущий академик Комаров собрал на мстинском берегу. Этот гербарий и решил его судьбу. В гимназии, где он учился, биологию не преподавали, а ему страстно хотелось знать какие цветы и травы растут в именье деда, Михаила Карловича Линденбаума… Кланяясь каждой ромашке, каждому одуванчику, он сделал для себя, как будущий ботаник, первые «научные» выводы, которые легли на душу радостью первых открытий. Занятый хозяйством дед к причудам внука относился скептически, боясь, что в конце года Володя не получит хороших баллов по математике, с которой у него были нелады, а это в свою очередь скажется на его дальнейшей судьбе…

Опасения действительного тайного советника Линденбаума, перебравшегося на жительство из суетного Петербурга в тихое новгородское село Ровное, оказались напрасны. После окончания гимназии внук был принят по естественно-историческому разряду физико-математического факультета Петербургского университета, где с первых же семестров показал себя блестящим ученым-исследователем. Не тратя времени даром, он изучил не только бассейны рек Мста, Тигода, Ловать, но и песчаные берега озера Ильмень. В 1894 году, будучи студентом, сделал доклад в Петербургском обществе естествоиспытателей по флоре Новгородской губернии, а двумя годами позже опубликовал в трудах общества «Дополнение к списку растений западных уездов Новгородской губернии». Сугубо научным трудам Владимира Комарова (особенно смолоду) был свойствен некоторый налет художественности, от коей он иногда не мог удержаться, поражаясь красоте и разнообразию мира.

В Боровичском краеведческом музее, с первым директором которого Владимира Леонтьевича связывали родственные и дружеские узы (с Сергеем Николаевичем Поршняковым они были двоюродными братьями), хранится научная статья «Багрянки реки Мсты» с дарственной надписью Поршнякову. Вот, что пишет он об этой распространенной на Мсте водоросли, цвет которой отличается от типичного для этого вида: «Впервые я заметил Lemanea растущею чуть ли не целыми коврами на уступах и плитах известняка в порогах реки Мсты еще в июле 1907 года. С тех пор я несколько раз возвращался на это место и старался выяснить условия жизни и распространения этой интересной водоросли. Lemanea растет на всем протяжении от Опеченского Посада до села Ровное, но особенно обильна она в пороге Выпь и у Семкиного острова».

После второго и третьего курсов Владимир Комаров совершил самостоятельные экспедиции в почти недоступные в те времена районы Средней Азии, детально изучив долину реки Зеравшан, Зеравшанский хребет и песчаную пустыню Каракумы.

Окончив университет, молодой ученый три года путешествовал по Дальнему Востоку, исследуя растительный мир Амурской области и Манчжурии. Из этих путешествий Комаров вывез огромный материал, состоящий из научных наблюдений, записей и гербарных сборов, который лег в основу объемистого трехтомного труда «Флора Манчжурии», вышедшего из печати в 1901-1907 годах. В те же годы Владимир Леонтьевич закончил важнейшие теоретические работы по проблеме вида, поставившие его в один ряд с виднейшими ботаниками мира.

Продолжив свои дальневосточные исследования, Комаров, ставший к тому времени академиком, в тридцатых годах издал трехтомную «Флору острова Камчатки» и двухтомный «Определитель растений Дальнего Востока». Под его руководством в те же годы был создан Ботанический институт Академии наук СССР. По инициативе и под редакцией академика Комарова было начато издание одного из крупнейших за всю историю ботаники трудов – «Флора СССР». Последние фолианты этого капитального тридцатитомного издания выходили уже после смерти президента Академии наук СССР, Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета первого созыва, лауреата двух Сталинских премий Владимира Леонтьевича Комарова, настигшей его посреди трудов в морозном декабре 1945 года.

В короткой энциклопедической справке говорится: «Работы академика Комарова посвящены главным образом систематике, флористике и географии растений. Известны также его труды по вопросам видообразования, по физической географии, истории науки. По инициативе Владимира Леонтьевича и при его непосредственном руководстве были созданы филиалы и базы АН СССР, преобразованные позже в республиканские академии».

Биографы Комарова отмечают редкую универсальность ученого. Он не ограничивал себя наблюдениями одних только растений. Будучи в Туркестане, он, например, попутно провел исследования «мертвой» реки Унгуз, подвергнув критике существующие теории ее происхождения и дав важнейшие материалы для дальнейшего ее изучения, открыл два новых ледника, нашел и описал месторождения редких минералов: содалита и содалитового сиенита.

Проживший большую и славную жизнь, он никогда не прерывал связи со своей Новгородской родиной и всегда помнил, что путь к научным вершинам начался для него со скромного гербария, собранного в детстве на залитом солнцем мстинском берегу.

2005

Опубликовано в книгах: